Сергей Минаев

Сергей Минаев

577 записей

Перед этими треками невозможно устоять 😁
3:38 Karaoke DiamondsJust a Lil Bit (Karaoke Version) [Originally Performed By 50 Cent](3:38)
2:28 EL CHOMBODame Tu Cosita (NRJ Official Single 2018)(2:28)
3:59 JOYRYDEDamn (WCKA BOOT)(3:59)
4:10 Zvika Brand & MC Chubik vs. Mikis Potahat Tik (Nishavi Mash Up)(4:10)
3:48 Black Eyed PeasDon't Mess With My Heart (Viento & Mutti Mash-Up)(3:48)
4:44 LUZCIDBooty Drop(4:44)
5:07 GreekDemboro(5:07)
3:50 Melani MartinezCarousel(3:50)
6:41 Earstrip Feat. Hy-DroPop Dat Hood (Woo2tech Remix)(6:41)
GIF
8.5 МБ
37
Теплообменник на дымоход

Это отличный способ организовать отопление в тех комнатах дома, где не установлены печи. Сделать такое устройство можно самостоятельно.Гофровые насадки — самая простая конструкция теплообменника
Показать полностью… Коэффициент полезного действия печного отопления и так не слишком велик. Зачем же позволять теплу отводимых дымоходом газов просто так уходить в атмосферу, не производя при этом дополнительную нужную работу? Для этого и изобретены теплообменные устройства.
Теплообменник из нержавеющей стали производится в заводских условиях, но можно сделать его самостоятельно с помощью сварки Функции теплообменника в системах печного отопления Принцип теплообменного аппарата заключается в том, чтобы отбирать тепло от уходящих через дымоход продуктов сгорания, и посредством различного конструктивного исполнения стальных пластин (или труб) возвращать его в обогреваемое пространство.
Существуют у теплообменника и более кардинальные возможности — например, сокращать количество воздуха, потребное для устойчивой работы печи. В таком случае его называют рекуператором и применяют для повышения эффективности работы твердотопливных котлов. Устройство и принцип работы теплообменника для бани: бак с тремя штуцерами и бак самоварного типа Поскольку продукты сгорания выходят через дымоход, то теплообменник целесообразнее всего устанавливать именно там. В самом простом случае предстоит изготовить и смонтировать змеевик из стальных труб, образующие которых должны плотно примыкать к внутренней поверхности дымохода.
Чем меньше шаг змеевика и больше диаметр трубопровода, тем эффективнее окажется теплообменник. Читатели считают данные материалы полезными: Установка керамического дымохода своими руками, советы и рекомендации Обзор дымоходов для печи из различных материалов Виды теплообменников По виду используемого во вторичной цепи теплоносителя различают воздушные и водяные теплообменники. Поскольку коэффициент теплопередачи для воды существенно выше, чем для воздуха, то и эффективность водяных теплообменников больше. Однако при установке такого аппарата именно на дымоход придется удовлетвориться вторым вариантом, поскольку теплообменник придется монтировать снаружи, а использование воды как теплоносителя в данном случае сопряжено со значительными сложностями.
Особенно, если теплообменник будет устанавливаться самостоятельно. Вариант наружного монтажа теплообменника, основанного на воде в качестве теплоносителя Варианты устройства и принцип работы теплообменных приспособлений Выбор будет зависеть от того, проектируется ли печь с возможностью последующей установки теплообменника либо все работы придется начинать с нуля. В первом случае целесообразен вариант водяного теплообменника, устанавливаемого рядом с обычной нагревательной печью. Такой теплообменник будет включать в себя: Собственно корпус аппарата. Накопительный бак. Верхний и нижний отводы из рабочего пространства печи.
Сливные краны теплообменника и системы. Принцип работы теплообменника, обеспечивающего горячее водоснабжение и подключающегося к печи Теплообменник на дымоход воздушного типа будет иметь совсем другую структуру: Корпус, снабженный входным и выходным патрубками. Система поворотных заслонок, которая будет регулировать скорость и давление отводимых продуктов сгорания. Элементы крепления корпуса в дымоходе. Советуем прочитать статью о конвекторе на дымоходе и найти ответы на интересующие вопросы. Наличие поворотных заслонок, хотя и потребует более внимательного управления теплообменником во время его функционирования, взамен позволит увеличивать эффективность теплоотдачи уходящими газами вследствие направленного изменения путей их перемещения по дымоходу.
Выбор материалов для теплообменника Поскольку дымовые газы, проходящие по дымоходу, имеют температуру до 300-350°С, то использование для изготовления корпуса обычной стали не годится. Долговечны теплообменники из нержавеющей стали (наиболее популярна марка 08Х18Н10 или AISI 304). Если финансовые возможности не позволяют сделать такой выбор, можно обойтись и оцинкованной сталью. Теплообменник из нержавеющей стали под горячую воду подсоединяется к баку, размещаемому на стене Однако при температурах более 200-250°С долговечность корпуса начнет уменьшаться. Более того, при дальнейшем повышении температур цинковое покрытие начинает интенсивно испаряться и в некоторых случаях может подсасываться внутрь жилых помещений, что очень опасно для здоровья.
Вместе с тем, второй вариант будет весьма целесообразен, если печь установлена в загородном доме и не предназначена для долговременного использования. Способы установки теплообменника в дымоходе Проще всего монтировать корпус под имеющиеся размеры дымохода, когда печь не работает. Внутри дымового канала монтируется корпус, с таким расчетом, чтобы уменьшение проходного отверстия не превысило 40%. Конечно, при этом возрастает тяга и более интенсивно протекает теплообмен, но и управлять таким процессом окажется намного сложнее. Можно также прикреплять теплообменник и к печи, а потом обложить огнестойким кирпичом.
Поскольку особых нагрузок на аппарат нет, то и кладку кирпича обычно производят «на ребро». Эффективность теплообменника будет зависеть от стенок корпуса — при увеличении их толщины аппарат разогревается медленнее, но зато затем работает более стабильно. В этом случае также снижаются потери на образование конденсата. Схема монтажа теплообменника показывает особенности установки труб и заполнения бака водой Стадии монтажа теплообменника своими руками Внутри дымохода прокладывается змеевик из тонкостенных медных труб (менее удачный вариант — трубы из нержавеющей стали), по которым впоследствии будет прокачиваться воздух.
Шаг труб выполняют таким, чтобы расстояние между осями смежных витков были не менее четырех-пяти диаметров трубы. При больших значениях происходят ненужные потери тепла, а при меньших увеличивается расход медных труб и проявляется эффект экранирования, следствием которого является перегрев трубопроводов. На видео показано изготовление теплообменника на дымоход своими руками Приваривание змеевика производится аргоновой сваркой. Пайка не годится из-за повышенных (против обычно рекомендуемых для паяных конструкций) температур эксплуатации труб. Примеры установленных теплообменников в бане, ванной, деревянном доме Гофровые насадки — самая простая конструкция теплообменника Еще более конструктивно просто (хотя и менее привлекательно) теплообменник для целей отопления можно соорудить из гофровых стальных труб. Ими просто обвивают наружную поверхность дымохода, а для последующего перенаправления горячего воздуха в другие помещения дома можно использовать имеющуюся систему внутренней вентиляции.
Теплосъем увеличится, если гофровые насадки сверху покрыть теплоизолирующим фольговым материалом. Теплообменник из гофротрубы как можно ближе прикладывается к дымоходу и изолируется фольгой для съема и сохранения максимального количества тепла Наличие теплообменника всегда выгодно, потому что позволяет использовать для целей отопления индивидуальных домов печи или котлы сравнительно небольшой мощности, и, следовательно, с меньшим расходом топлива. Вдобавок будет продлен срок службы дымохода, который станет более эффективно охлаждаться.
57
КОГО БОЯТСЯ УЧЁНЫЕ РОССИИ - АЛЕКСЕЯ ЛЕВШИНА!!!
ОСОБЛИВО УЧЕНЫЕ ИСТОРИКИ РФ БОЯТСЯ ЕГО ТРУДА НАПЕЧАТАННОГО В 1832 году!
ВЕДЬ ЕСЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ О "ПОХОДЕ ЕРМАКА В СИБИРЬ", ТО ОН ВОВСЕ НЕ СРАЖАЛСЯ С "ТАТАРАМИ"
Показать полностью… -А С КАЗАКАМИ ИЗ "КАЗАЧЬЕЙ ОРДЫ" КОТОРЫЕ ТАК ЖЕ НАЗЫВАЛИСЬ "КАЗАКИ ЗАВОЛЖСКОЙ БОЛЬШОЙ ОРДЫ"! "ЗЕМЛЯ КАЗАЧЬЕЙ ОРДЫ" ОБОЗНАЧЕНА В АТЛАСЕ С. РЕМЕЗОВА!

Высокую оценку трудам Алексея Левшина дал Пушкин А.С. в "Истории Пугачевского бунта". С кем воевал Ермак если, за сто лет до легендарного атаман войско московских воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтыка-Травина прошла от Устюга до верховий реки Обь, присоединив западную Сибирь к владениям Ивана III.

В 1828 году, Париже, перед зарубежными учёными дураками из "Азиатского общества", выступил с докладом Алексей Левшин
(справка: Алексей Ираклиевич Лёвшин (1798—1879) — государственный деятель Российской империи; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного Совета. Историк, этнограф, писатель. В 1820 году он был назначен в Оренбургскую пограничную комиссию и занялся разбором архива киргиз-кайсацких дел. Результатом знакомства Лёвшина с историей и бытом киргиз-кайсаков и их соседей — казаков-уральцев появилось его «Историческое и статистическое обозрение уральских казаков».
Государственная деятельность Лёвшина была отмечена многими орденами вплоть до ордена Св. Александра Невского включительно, а учёная — званием члена многих русских и иностранных учёных обществ, как то: Парижского географического общества (1827 г.), Императорского общества сельского хозяйства южной России (1828 г.), Парижского Азиатского общества (1828 г.), Королевского датского общества северных антикваров (1836 г.), Одесского общества любителей истории и древностей (1839 г.), Императорского Вольно-экономического общества (1840 г.), Московского общества сельского хозяйства (1845 г.), Русского географического общества (1845 г.) и другие).
31
Красный комиссар
Сибирская катастрофа китайскими руками
Томская область г.Асино. Местному населению не разрешают нарубить 10 кубов леса себе на баньку. Китайцам можно всё: нарублено столько кругляка,
Показать полностью… что его китайцы не успевают вывозить и он гниёт в штабелях на китайских сибирских лесопилках. Это преступление, которое не видят из-за кремлёвской стены.

В это самое время россияне не могут взять из леса сушняк. За это грозит огромный штраф. Так получилось, что китайцы в России себя чувствуют хозяевами, а россияне получились изгои. Кто ответит за нещадную вырубку тайги китайцами? В Кремле в курсе этого? Если в курсе, то почему допускают такое варварство? Если нет, то они занимают не своё место, так как не в состоянии соблюдать интересы России .
* * *
С П И С О К

Договор о сотрудничестве КНР и России начиная с 2009-2018 годов, который утаили от народа. Да и сотрудничество РФ и Китая продолжается.
ЗА ЭТО НАШИ ОТЦЫ И ДЕДЫ УМИРАЛИ?
На всех этих предприятиях, будут работать китайцы. Куда деваться россиянам? Кремль целенаправленно работает против российского народа, открыв границу для китайцев и разрешая им использовать варварски природные ресурсы РФ.

1. После завершения реализации 1-го этапа проекта по поставке электроэнергии из России в Китай разработка технико-экономического обоснования и определение принципов реализации 2-го и 3-го этапов проекта.
2. Строительство вставки постоянного тока на территории Китая мощностью 750 мВт и перехода через реку Амур.
3. Создание межрегиональной телемедицинской системы, обеспечивающей мониторинг и управление эпидемиологической ситуацией на территории северо-восточных районов Китая и дальневосточных регионов России, с использованием разработанных в России мобильных телемедицинских комплексов.
Проекты на территории Российской Федерации
1 Совместное строительство в Дальневосточном федеральном округе полиолефинового комплекса (на территории Республики Саха (Якутия) и Сахалинской области).
2. Сооружение на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации новых электрических станций и электросетевой инфраструктуры.

Забайкальский край
1. Проект освоения Березовского железорудного месторождения.
2. Проект освоения Нойон-Тологойского месторождения полиметаллических руд.
3. Освоение полиметаллических месторождений в юго-восточных районах Забайкальского края и создание Забайкальского горно-металлургического комплекса:
Бугдаинское молибденовое месторождение;
Быстринское золото-медное месторождение;
Култуминское золото-медное месторождение;
Солонеченское сурьменное месторождение;
Ново-Широкинское золото-полиметаллическое месторождение.
4 Освоение месторождений севера Забайкальского края в зоне Байкало-Амурской магистрали (Удоканское медное, Чинейское медное и титано-ванадий-железорудное, Голевское сыныритовое и др.).
5. Строительство цементного завода на границе Оловянинского и Могойтуйского районов.
6. Создание предприятия по глубокой переработке древесины в п. Забайкальск.
7. Строительство лесоперерабатывающего комбината в г. Чите.
8. Создание промышленных зон в пп. Забайкальск и Могойтуй.

Иркутская область
1. Создание комплекса полной переработки древесины на базе "Чунский ЛПК".
2. Создание лесоперерабатывающего комплекса в Усть-Кутском районе.
3. Строительство производственного комплекса поликристаллического кремния в г. Усолье-Сибирское.
4. Разработка Савинского месторождения магнезитов в Черемховском районе.
5. Разработка золото-серебряно-полиметаллических руд в Нижнеудинском районе.
6. Создание Тайшетского лесопромышленного комплекса.
7. Производство энергосберегающих нагревательных приборов и систем микроклимата на основе нано-структурированных планарных нагревательных элементов в г. Байкальск.
8. Инвестиционный проект ООО "Священный Байкал-Иркутск" по созданию нового предприятия по добыче и розливу экологически чистой воды высшей категории качества в п. Култук.
9. Модернизация цементного завода ОАО "Ангарскцемент".

Амурская область
1. Освоение Евгеньевского месторождения апатитов.
2. Освоение Куликовского месторождения цеолитов.
3. Строительство завода по производству стекольной и керамической продукции в г. Райчихинск.
4. Создание в зоне БАМ лесопромышленного комплекса на основе технологического цикла безотходной переработки древесины по производству шпона, плит МДФ и OSB, сухих лесоматериалов.
5. Комплексная застройка "Северного жилого района" г. Благовещенск.
6. Модернизация Белогорского консервного завода.
7. Организация производства сахара и сопутствующей продукции в Ивановском районе.
8. Строительство линии переменного тока напряжением 500 кВч от подстанции Амурская до российско-китайской госграницы протяженностью 153 км.
9. Строительство Ерковецкой тепловой электростанции.
10. Проект совместного производства лифтов в г. Благовещенск.
11. Проект по сотрудничеству в сфере производства сельскохозяйственных культур.
12. Строительство завода по производству цемента и клинкера на базе Чагоянского месторождения известняка.

Еврейская автономная область
1. Создание комплексов глубокой переработки древесины на территории г. Биробиджана, с. Нижне-Ленинское и с. Пашково.
2. Реконструкция Теплоозерского цементного завода.
3. Создание предприятия по глубокой переработке сои в г. Биробиджан.
4. Строительство свинокомплекса в п. Смидович.
5. Освоение Кимкано-Сутарского месторождения железных руд и строительство Дальневосточного горно-металлургического комбината.
6. Реконструкция Биджанского и Тепловского лососевых рыбоводных заводов.
7. Проект по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства.

Хабаровский край
1. Освоение оловорудного месторождения "Соболиное".
2. Строительство цементного завода на базе месторождений Ниланского известняка и Сокдюканского глинистого сырья.
3. Создание производства по выпуску пиломатериалов и комплектующих изделий для деревянного домостроения в п. Сукпай.
4. Строительство предприятия по производству лущеного шпона в г. Вяземский.
5. Строительство предприятия по выпуску плит OSB в г. Комсомольск-на-Амуре.
6. Создание лесопромышленного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске.
7. Производство клееной фанеры и пиломатериалов в п. Харчипан Солнечного района.
8. Создание производства плит МДФ в п. Березовый.
9. Строительство парогазовой установки мощностью 400-500 мВт на природном газе в г. Хабаровске.
10. Строительство Ургальской тепловой электростанции в Верхнебуреинском районе.
11. Строительство горно-обогатительного комплекса на золоторудном месторождении Кутын в Тугуро-Чумиканском районе.
12. Создание деревообрабатывающего производства с годовой мощностью 100 тыс. кубометров.

Республика Бурятия
1. Строительство кирпичного завода в п. Красноярово Иволгинского района.
2. Создание лесопромышленного комплекса по глубокой переработке древесины в п. Хоринск.
3. Создание производства по выпуску пиломатериалов и комплектующих изделий для деревянного домостроения в п. Таксимо Муйского района.
4. Строительство жилого микрорайона в г. Улан-Удэ.
5. Совместное строительство завода по производству плит OSB в г. Улан-Удэ.
6. Создание совместного предприятия по переработке нефрита.
7. Разработка месторождений глин для производства кирпича в окрестностях г. Улан-Удэ.
8. Разработка месторождений цементного сырья в центральных районах Республики Бурятия (Заиграевский, Селенгинский и Прибайкальский районы).
9. Привлечение китайских инвестиций в строительство объектов туристской инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань".

Приморский край
1. Создание деревообрабатывающего производства в Яковлевском районе.
2. Проект по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства.
3. Промышленный район "Канцзи" в г. Уссурийск.
4. Промышленный парк в Михайловском районе.
5. База по производству и сборке бытовых электроприборов "Артём".

Сахалинская область
1. Освоение Мгачинского каменноугольного месторождения.
2. Освоение Новиковского буроугольного германийсодержащего месторождения.
3. Организация в Сахалинской области производства по глубокой переработке древесины.
4. Строительство доступного жилья.
5. Строительство кирпичного завода в с. Сосновка, МО "Долинский городской округ".
6. Строительство завода по производству базальтового ровинга и теплоизоляционных материалов на его основе в г. Южно-Сахалинск.
7. Совместное строительство завода по производству плит OSB в п. Ныш Ногликского района.

Магаданская область
1. Комплексная переработка бурых углей примагаданских месторождений.
2. Строительство Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыма.
3. Совместная организация мор-зверобойного промысла, глубокой переработки сырья и выпуска фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и меховой продукции в г. Магадан.
4 Совместная организация лесоперерабатывающего комплекса в Среднеканском районе.
5. Строительство завода по производству водородного топлива в Среднеканском районе.
6. Совместное осуществление проекта "Геологоразведочные работы и выявление кондиционных запасов меди в пределах Ороекской перспективной площади".

Камчатский край
1. Производство серебряной природной питьевой воды в бухте Русская.
2. Организация безотходной переработки титано-магнетитовых песков Халактырского месторождения.
3. Промышленное освоение Ягодинского месторождения природных цеолитов.
4. Промышленное освоение Крутогоровского месторождения каменного угля.
5. Организация производства теплоизоляционных материалов с использованием местного сырья (перлит) в Елизовском районе.
6. Строительство деревоперерабатывающих комплексов по глубокой переработке древесины в Мильковском районе.
7. Развитие марикультуры.
8. Строительство заводов по глубокой переработке уловов водных биоресурсов в г. Петропавловск-Камчатский.
9. Строительство объектов туристской инфраструктуры (горнолыжные курорты, spa-отели, гостиницы) в Елизовском и Мильковском районах.
10. Строительство жилых массивов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и Елизовского муниципального района.

Чукотский автономный округ
1. Освоение Беринговского каменноугольного месторождения:
организация добычи и переработки каменных углей;
строительство глубоководного круглогодичного морского порта для отгрузки угля на морские суда;
строительство ЛЭП 110 кВ Анадырь - Беринговский;
строительство автомобильной дороги "Анадырь - Верхне-Телекайское -Беринговский".
2. Строительство нефтеперерабатывающего комплекса:
нфтеперерабатывающий завод г. Анадырь;
нефтепровод "Верхне-Телекайское - Анадырь" протяженностью 138 км;
головная перекачивающая станция;
нефтебаза на 300 куб.м.;
нефтеналивной причал.
3. Геологоразведочные работы и добыча нефти на Верхне-Эчинском и Ольховом месторождениях.
4 Совместная организация мор-зверобойного промысла, глубокой переработки сырья и выпуска фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и меховой продукции.
Сибирь сдают Китаю.
Саня Грачёв
Взято отсюда: https://vk.com/idpirates626?w=wall70261107_864
33
ДРЕВНЕРУССКАЯ МАТРИЦА

Мало что меня так порадовало за последние дни так, как шутка президента Путина, что если уж в российской школе изучают латынь, то, может быть, попробовать изучать и древнерусский. Жаль, что это пока всего лишь шутка.
Показать полностью…

К возникшей в веселом разговоре идее следовало бы отнестись со всей серьезностью.

Школа – это фабрика нации. Первая задача школы, вопреки убеждениям современных «квалифицированных потребителей» и «продавцов образовательных услуг», – это формирование сознательного гражданина, патриота, да и просто хорошего и воспитанного человека.

Этого нациеконструирующего, оформляющего гражданина компонента русской школе сегодня очень не хватает. Причем именно русской.

Националисты других этносов чрезвычайно успешно используют систему образования РФ для навязывания местных языков даже русскому населению «нацреспублик», для поставки в школу совершенно фантастических учебных пособий о Золотой Орде как предшественнице Российской Федерации и с прозрачными намеками на тяжесть «русского колониального гнета».

Если мы хотим сохранить единую страну, нам нужно ясно выраженное преобладание в школьной программе русского языка, русской литературы, русской истории, основ православной культуры как образующего общегражданское патриотическое сознание стержня.

Существует известная шутка о том, что дети во французской тропической Африке якобы учили историю по учебнику, начинавшемуся с фразы «Наши предки галлы были светловолосыми и голубоглазыми». Это, конечно, было не совсем так, но это отличный пример того, как должно строиться массовое образование в единой стране. Всегда существует одна-единственная историческая линия, и школьник на уроке должен отождествлять себя с нею.

Школьник в Татарстане должен плакать над разорением Рязани Батыем и болеть за Евпатия Коловрата. У школьника в Тюмени не должно быть никакого сомнения в том, что памятник Ермаку не просто должен быть, но должен быть одним из самых главных мест в городе. Школьник на Кавказе должен как минимум уважать Ермолова и считать принятие Шамилем российского подданства мудрым, хотя и немного запоздавшим шагом.

Однако для того, чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы само понятие русского избавилось от той плоскодонности, которая сейчас неявно присутствует в нашей культуре, когда русское начинается в лучшем случае с Петра I и Ломоносова, а в худшем – с войны 1812 года и Пушкина, с тем чтобы уже через век превратиться в «советское». История Древней Руси и особенно древнерусская литература не представляются нашей «фабрике гражданина» как нечто собственное и определяющее.

А от этой плоскодонности совсем недалеко уже до полного манкуртства, когда из школьной программы на полном серьезе предлагают исключить Толстого с Достоевским как «слишком сложных» авторов. Нашей школьной программе, конечно, нужно не упрощение, а усложнение, в том числе и на древнерусском направлении.

Мало того, дорога молодого ума на этом направлении перекрывается всевозможными кривляниями и изгаляниями.

Когда говоришь «древнерусский язык», то один умник непременно выкаблучится: «Ох ты гой еси добрый молодец… Почему гой, а не гей?» Не говоря уж о значении слова «гоити» – «живить» – перед нами, строго говоря, не древнерусский язык, а язык русских былин (записанных в XIX веке на северорусском диалекте) и русской литературы XIX века – Лермонтова, А. К. Толстого.

Другой обязательно порадует тебя бормотанием «Паки и паки иже херувимы», хотя это церковнославянский – тоже полезный и нужный для изучения язык, который, кстати, более сопоставим с латынью, но между древнерусским и церковнославянским есть определенные различия, особенно в фонетике. Причем иногда современный русский язык заимствовал через язык богослужения именно славянские, а не древнерусские формы.

Нам в школе обязательно нужен хотя бы небольшой курс древнерусского языка. Можно в качестве составной части уроков русского языка, но лучше отдельной дисциплиной. Объясню, почему – целью курса древнерусского языка должно быть не просто осведомление учащихся о ранних стадиях истории языка современного, а подготовка к самостоятельному чтению древнерусских текстов.

В начале курса школьник должен освоиться с чтением прозрачных по своему языку памятников XVII века, таких как «Повесть об Азовском сидении» или «Житие протопопа Аввакума».

«Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила робяти на пищу, Божиим повелением нужде нашей помогая; Бог так строил. На нарте везучи, в то время удавили по грехом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала; сто рублев при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевленна, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала; а нам против того по два яичка на день давала».

К концу курса школьник должен уметь самостоятельно разбираться в самых сложных и необычных по языку памятниках, таких как «Слово о полку Игореве».

«На Дунаи Ярославнын глас ся слышит, зегзицею незнаема рано кычеть: «Полечю – рече – зегзицею по Дунаеви, омочю бебрян рукав в Каяле реце; утру князю кровавыя его раны на жестоцем его теле». Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: «О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши! Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море! Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?»

Другими словами, древнерусский язык должен быть полновесным введением в древнюю русскую литературу, которой в нашей школе должен быть отведен как минимум полноценный год изучения, а лучше больше.

Где взять на это время? Если вместо бессмысленных предложений по обрезанию Достоевского и Толстого убрать из курса литературы произведения, имеющие значение только в рамках истории революционного антиправительственного движения российской интеллигенции в XIX–XX веках, то времени как раз хватит на полноценное изучение древнерусской литературы.

В свое время я составил своего рода «канон» из 25 произведений древней русской литературы, которые, на мой взгляд, обязательны к изучению. Приведу его здесь:

1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского. 2. «Повесть временных лет». 3. Поучение Владимира Мономаха. 4. Житие Феодосия Печерского. 5. Хождение игумена Даниила в Святую Землю. 6. Киево-Печерский патерик. 7. «Слово о погибели Русской земли». 8. Житие Александра Невского. 9. Повесть о разорении Рязани Батыем. 10. Повесть о Довмонте. 11. Повесть о Петре и Февронии. 12. Житие преподобного Сергия Радонежского. 13. Сказание о Мамаевом побоище. 14. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. 15. Послания старца Филофея. 16. Иоасафовская летопись. 17. «Домострой». 18. «Казанская история». 19. «Степенная книга». 20. Переписка Ивана Грозного с князем Курбским. 21. Житие Юлиании Лазаревской. 22. «Временник» Ивана Тимофеева. 23. «Сказание» Авраамия Палицына. 24. Повесть об Азовском сидении. 25. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим.

При этом совершенно не обязательно становиться заложниками слепого хронологического порядка, при котором литература ХХ века (зачастую очень примитивная) оказывается «чтением для взрослых». Вполне можно давать древнюю литературу в старших, 10–11-х, классах, включив ее и в экзамены, и в темы школьных сочинений. Чем темы «Тоска по Родине и любопытство к неизведанному у Афанасия Никитина», «Спор о власти и справедливости в переписке Ивана Грозного с Курбским», «Тема осады в «Сказании» Аврамия Палицына и «Повести об Азовском сидении» хуже тем обычных школьных сочинений – я не понимаю.

Какие могут быть возражения против древнерусского языка и литературы в школе? Первое и самое бессмысленное: «Кому это вообще нужно и чем полезно, то ли дело учить интегралы». Как человек, которому ни разу не приходилось брать во взрослой жизни интеграл, но который регулярно страдает из-за собственного недостаточного знания древнерусского языка, который мне приходится постоянно совершенствовать, но и то – свободно читая на древнерусском, я не смогу на нем ничего написать, я имею много что сказать на тему «полезности».

Но главную полезность я уже сформулировал: деманкуртизация нашего общества, формирование со школьной скамьи понимания, что Россия существует тысячелетия, и ее гражданин может и должен отождествлять себя с нею на протяжении всей истории. Изучение Древней Руси дает надежную прочную основу нашей национальной идентичности.

Следующий вопрос более основателен: «Где мы найдем учителей, останется ли у школьников что-то в головах после таких уроков, получится же полная профанация, у нас ведь и по обычной литературе программу не читают».

В самом деле, специалистов по древнерусскому языку и литературе у нас мало. Хотя по идее каждый выпускник филфака в университете или педвузе по курсу русской словесности обязан отлично знать эту литературу, выучить древнерусский язык и быть способным их преподавать. Это написано у них в дипломе, и то, что на практике это чаще всего не так, – проблема коллапса нашего вузовского образования.

Но. Подготовить учебники, пособия и хрестоматии – дело ударной работы имеющихся специалистов в течение одного года. А дальше я не вижу ничего дурного, если учитель будет изучать увлекательный родной древний язык одновременно со школьниками. Такой метод может оказаться даже более увлекательным, нежели обычное преподавание «свысока».

Что при этом останется у школьника в голове? Право же, ничуть не меньше, чем у тех, кто помнит, что «Ландан из ве кэпитал оф ве Совьет Юньон» и что квадратный корень из зиготы равняется C2H5OH, а царь Иван прозван был за свою жестокость Васильевичем.

Для подавляющего большинства школьников все школьные знания сливаются в единый компот. Важно лишь то, чтобы в компоте плавали зародыши будущих специализированных интересов, которые разовьются в дальнейшем. Сейчас «древнерусского» зародыша в нашем компоте практически нет, а он должен появиться.

Интерес к неоархаике является одной из культурных доминант в мире вот уже полстолетия. Ведущим жанром литературы и кино стало фэнтези, отчетливо ориентированное именно на средневековый стиль. Огромно число поклонников фолк-музыки. Очевидно, что для современного мира определение своей культурной идентичности через такую архаику заключает в себе нечто важное.

И на этом фоне существенное отставание нашей культуры, утопающей в русофобских помоях, вынуждающих своим запахом обычных рязанских ребят переквалифицироваться в эльфов и вестероссцев, не может не тревожить.

Общемировая культурная тенденция без адекватной поддержки на собственной почве приводит к еще большему культурному отчуждению от России именно на том поле, где, казалось бы, сам Бог велел найти свою Родину.

По счастью, в последнее время появились обнадеживающие сигналы.

Вопреки истерике кликуш в центре Москвы поднимается памятник Владимиру Крестителю. Хотя нужны еще десятки памятников русским князьям и государям в столице и по всей стране. Снимаются явно интригующие фильмы, «Викинг» a la «Игра престолов» и «Легенда о Коловрате» в духе «300 спартанцев». Возможно, динамика этого движения будет положительной и сдвигающей русских к обретению себя.

Но не забудем, что «в кипящих котлах прежних боен и смут столько пищи для маленьких наших мозгов». Детскому мозгу, чтобы он осознал древность своего народа как нечто близкое, нужна пища, причем не только пережеванная пища сериала, но и твердая пища подлинника.

Было бы огромным нашим успехом, если бы школьники в шутку переписывались на уроках на языке берестяных грамот, а древнерусские слова перекочевали бы в молодежный сленг, на что они просто напрашиваются.

Вспоминаю, как в 10-м классе нашел на полке в кабинете литературы том «XIV век» «Памятников литературы Древней Руси» и как выпросил у учительницы разрешение взять его домой. С каким увлечением читал житие преподобного Сергия, сказание о Довмонте, куликовские повести, послание новгородского владыки тверскому о Рае, найденном новгородцами на Севере, с каким увлечением вникал в язык берестяных грамот.

И это только один том. Попадись мне тогда три или четыре, насколько сейчас я был бы более счастлив. Взрослый мозг до конца несет на себе матрицу, отпечатавшуюся на нем в старшей школе, в период «интеллектуального пубертата».

И, конечно, если бы это была древнерусская матрица, это была бы лучшая печать.

Группа "ВѢДИ" http://vk.com/v_e_d_i
#ТН_русский_язык
36