62 записи

За неделю маркетинг перезнакомился, кажется, со всеми лётчиками, у которых есть транспондер 😂
НО КАК-НИБУДЬ ПОТОМ
371
Много организационных проблем, с которыми сталкиваются компании, имеют одну и ту же природу — кто-то решил сэкономить на коммуникации. Принял решение и не обсудил / продал его всем стейкхолдерам. Придумал какую-то штуку,Показать полностью… начал делать, но не спросил мнение людей, которые когда-то давно уже занимались чем-то схожим в компании. Обсудил что-то с кем-то, но решил контрольно не фиксировать договоренности в тексте, посчитав, что вы точно друг друга поняли.

Я вижу две причины, почему так происходит.
Во-первых, у большинства много операционных задач, от которых никуда не деться. На них сэкономить не получится, даже если очень захочется. Приходится искать что-то другое, что можно оптимизировать.
Во-вторых, и это, пожалуй, даже важнее, существует человеческая лень. Когда у тебя есть возможность просто сказать "делаем вот так, погнали", нужно совершать над собой некоторое усилие, чтобы пойти по более сложному и продолжительному во времени пути многоитеративных обсуждений и убеждений. Отношение к этому пути существенно меняется с опытом, когда приходит понимание его критичности для успешной имплементации примерно чего угодно.

Мысль "это просто офигенно, это точно всем зайдёт, тут нечего обсуждать, Ваня, давай уже просто скорее делать" приходит ко мне очень часто. Я почти научился бить себя в этом случае по рукам, но иногда залёты всё же случаются.

Отдельная песня — это как наша власть экономит на коммуникации. Иногда просто диву даёшься, насколько люди с безграничным ресурсом не могут грамотно донести до нас банальные вещи.
970
Коронавирус — находка для неэффективных руководителей больших компаний. Теперь можно со спокойной душой давать негативные прогнозы, можно месяцами или даже больше списывать неуспехи на пандемию. И возразить будет не то что бы очень просто.
1.3K
Всё будет, всё будет.
Поездки обязательно вернутся. А у нас есть время подготовиться к ним как следует.

Путешествуйте! Но как-нибудь потом.
557
“…вы себе даже не представляете, насколько изменился мир и как громко в этом году будут рушиться привычные для нас бизнесы вроде Airbnb, Букинга, Вантутрип и Авиасейлза. А всего-то навсего нужно было летучей мышке вступить вПоказать полностью… противоестественную связь с панголином.” (c) Беспощадный пиарщик

Хорошая попытка. Если учесть, что ко всему прочему в последнее время многие задают мне вопрос "чё-как Aviasales?", давайте я чуть-чуть расскажу о происходящем.

Тревел в целом и Aviasales в частности оказались на линии фронта. Мы приняли удар первыми. При этом практически нет сомнений, что до остальных эта волна тоже дойдёт. Критически малое количество бизнесов будет реальным бенефициаром всей этой катавасии, как минимум, потому что располагаемый населением доход, скорее всего, упадёт.

«Немного про рынок»

Масштаб падения любых бизнес-показателей ужасает. Самолеты практически не летают, отели (те, которые почему-то открыты) никому не нужны. Метрики, которые раньше радовали глаз, упали в 10+ раз.
Тревел (тот, который ещё может) ищет деньги: Booking.com принимает государственную поддержку, Airbnb сначала поднимает раунд, а потом полирует его кредитом. Понятно, что в России вместо государственной помощи тебе скорее отправят налоговую проверку, а вместо кредита на хотя бы околорыночных условиях положат хуй на воротник, поэтому у нас все выживают сами. Как? Оптимизируют расходы: полностью отказываются от маркетинга, выбивают различные отсрочки, перестают платить контрагентам, сокращают людей или придумывают любые другие способы, как не платить им зарплату или платить существенно меньше. Ещё есть вариант жить на деньги материнских организаций. Но не у всех они есть.
Зарабатывать деньги становится сложнее, потому что даже если ты что-то сейчас заработал, вообще не факт, что ты эти деньги когда-либо увидишь. Дебиторка растёт, уверенность в завтрашнем дне, наоборот, падает.

«Что с Aviasales?»

Плохие новости: это самый серьёзный кризис, с которым мы сталкивались. Хорошие новости: 2019 год мы отработали так ударно, что сейчас мы обнаружили под собой хорошую финансовую подушку. Она будет нас кормить ещё долго, в этом плане все хорошо.

В Москве и Петербурге работаем из дома. В Таиланде по-разному: кто хочет, работает из дома, остальные ездят в офис. С точки зрения процессов не могу сказать, что что-то поломалось. Всё штатно.
Нанимаем точечно. Сокращений не было, и мы делаем всё, чтобы их не произошло. Во-первых, команда — основной актив. Во-вторых, скоро всё закончится и нужно будет быстро выйти на первую космическую скорость.
Маркетинг существенно оптимизирован. Осталось только то, что либо работает операционно в плюс (перформенс подешевел, ага), либо бренд.
Порезали расходы, которые сейчас не очень нужны, и то, что срезать нужно было давно, но просто не доходили руки. Не то что бы это какие-то космические суммы, но всё равно упражнение полезное.
Практически в ежедневном режиме оцениваем рынок и наше текущее состояние. Постоянно появляются новые вводные, которые нужно учитывать.

«Что по продукту?»

Из хайпового — билеты Аэрофлота и Победы никуда не денутся. Мы отключили прямую интеграцию и продолжим продавать билеты этих авиакомпаний через агентства по тем же ценам.

Что по родмапу? Какие бы классные фичи ты сейчас не пилил, они всё равно никому не нужны. Поэтому, где это возможно (!) и целесообразно (!!), мы работаем над технологическим фундаментом. Это будет полезная подготовка перед следующим рывком.
Если же всё-таки говорить про фичи, некоторую часть из них мы адаптируем под те условия, в которых будет жить рынок в высокий сезон 2020. Но об этом чуть дальше.

«Что будет дальше?»

Если говорить серьезно — отбросить эмоции, мое мнение и всё прочее — ждём следующего:
1. Восстановление будет идти постепенно: сначала внутренние перелёты, потом региональные, и уже затем дальнемагистральные. Внутренние — июнь-июль, регионы — июль-август, дальнемагистральные перевозки — вряд ли раньше октября. И это реалистично-оптимистично. Полноценное восстановление может занять год+.
2. Когда туман рассеется, станет понятно, что выжили не все. Делать сейчас прогнозы сложно. Авиакомпании, скорее всего, вытащат. Консолидаторы, ОТА, оффлайн-игроки, бизнес-тревел-агенты, отельеры, туроператоры и турагентства — понесут потери. Но свято место пусто не бывает, поэтому для остальных это отличная возможность увеличить рыночную долю. Были бы силы и деньги.
3. Глобально с потребностью путешествовать ничего не произойдёт, но правил может добавиться. Начиная с паспорта здоровья, заканчивая усложнениями в получении виз. Мы уверенно шли по пути глобализации, сейчас нас немного одёрнули.
4. Не исключено, что в целом авиабилеты подорожают. Этому будут способствовать и упавшие объёмы, и возможное введение новых правил по типу “среднее место в ряду должно быть пустым”.

Что будет с Aviasales? Как сказал Ваня Байдин на последнем общем созвоне всей компании “Мы — Сало, а не какая-то хуйня”, поэтому всё будет хорошо. По факту мы уже в стадии подготовки к рестарту. Пружина сжалась.

Вопросы велкам в комментарии :)
908